Новости законодательства

Право на возобновление сроков ограничено

Верховный Суд Украины высказался о праве суда на возобновление срока обращения о пересмотре третейского решения в свете практики Европейского суда по правам человека.

Одним из способов защиты прав субъектов гражданских правоотношений является обращение в третейские суды, что предусмотрено статьей 17 ГПК.

Согласно части второй статьи 1 Закона «О третейских судах» в третейский суд по соглашению сторон может быть передан любой спор, возникающий по гражданским и хозяйственным правоотношениям, кроме случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с частью второй статьи 389-1 ГПК заявление об отмене решения третейского суда подается в суд по месту рассмотрения дела третейским судом сторонами, третьими лицами в течение трех месяцев со дня принятия решения третейским судом, а лицами, не участвовавшими в деле, в случае если третейский суд решил вопрос об их правах и обязанностях, - в течение трех месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о принятии решения третейским судом.

Согласно части третьей статьи 389-1 ГПК заявление, поданное по истечении срока, остается без рассмотрения, если суд по заявлению лица, которое его подало, не найдет оснований для возобновления срока, о чем постановляется определение.

Статьей 9 Конституции предусмотрено, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

На расширение этого положения Основного Закона в статье 17 Закона «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» указано, что суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику Европейского суда по правам человека как источник права.

Пунктом первым статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантировано, что каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона спора о гражданских правах и обязанностях гражданского характера.

Нарушение пункта первого статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод констатировал Европейский суд по правам человека по делу «Устименко против Украины».

В частности, ЕСПЧ указал, что право на справедливое судебное разбирательство, гарантированное пунктом 1 статьи 6 Конвенции, должно толковаться в свете преамбулы Конвенции, соответствующая часть которой провозглашает верховенство права общим наследием Высоких Договаривающихся Сторон. Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, которая предусматривает соблюдение принципа res judicata, то есть принципа окончательности решения, согласно которому ни одна из сторон не имеет права добиваться пересмотра окончательного и обязательного решения только с целью повторного слушания дела и вынесения нового решения. Уход от этого принципа возможен, только когда он обусловлен особыми и непреодолимыми обстоятельствами (пункт 46 решения по делу «Рябых против России»).

В соответствии с установившейся практикой ЕСПЧ, решение вопроса о возобновлении срока на обжалование находится в пределах дискреционных полномочий национальных судов, однако такие полномочия не являются неограниченными. От судов требуется указывать основания. Одним из таких оснований может быть, например, неуведомление сторон органами власти о принятых решениях по их делу. Однако даже возможность возобновления не будет неограниченной, поскольку стороны в разумные интервалы времени должны принимать меры, чтобы узнать о состоянии известного им судебного производства (см. mutatis mutandis, решение по делу «Александр Шевченко против Украины» и «Трух против Украины»).

По каждому делу национальные суды должны проверять, оправдывают ли основания для возобновления сроков для обжалования вмешательство в принцип res judicata (принцип юридической определенности), когда национальное законодательство не ограничивает дискреционные полномочия судов ни во времени, ни в основаниях для возобновления сроков (пункт 41 решения по делу «Пономарев против Украины»).

Полномочия высших судебных органов по пересмотру должны реализовываться для исправления судебных ошибок и недостатков судопроизводства, но не для осуществления нового судебного разбирательства (пункт 42 решения по делу «Пономарев против Украины»).

Такая правовая позиция изложена в постановлении от 6 сентября 2017 года по делу № 6-1422цс17.

18.09.2017 317 Читать далее

НАЦБАНК НОРМАТИВНО ОФОРМИВ ДІЯЛЬНІСТЬ СИСТЕМИ ЕЛЕКТРОННИХ ПЛАТЕЖІВ ЗАТВЕРДЖЕНО ЇЇ РАДУ ТА ПРАВИЛА

Системи електронних платежів існують у Нацбанку давно, у загальному вигляді їх визначено в ст. 11 Закону «Про платіжні системи та переказ коштів в Україні».
Але ще у 2015 році низкою міжнародних організацій, що проводили комплексну оцінку цих систем, було рекомендовано створити окремий орган для виконання регулятором функції платіжної організації систем електронних платежів і розробити їх загальні правила.
Положення про Раду платіжної організації «Система електронних платежів» (СЕП) було затверджено рішенням Правління НБУ № 60-рш від 31 січня 2017 року. Днями ця Рада розпочала роботу і затвердила Правила СЕП.
Рада є колегіальним органом, уповноваженим приймати стратегічні рішення щодо організаційних, технологічних і фінансових умов побудови, функціонування та розвитку СЕП. Головою Ради є заступник Голови НБУ, до повноважень якого належить організація роботи з регулювання діяльності платіжних систем і безготівкових розрахунків. Нині ним є в. о. Голови НБУ Яків Смолій.
Правила СЕП визначають умови участі, порядок вступу та виходу із системи, порядок здійснення розрахунків у системі, управління ризиками тощо. Вони складаються з комплексу нормативно-правових актів і технологічної документації щодо її функціонування.
У Правилах йдеться, що СЕП є державною банківською платіжною системою, яка створена з метою проведення міжбанківського переказу коштів у національній валюті через кореспондентські рахунки банків-резидентів і рахунки інших установ - учасників СЕП, відкриті в Нацбанку.
Учасниками СЕП можуть бути:
- Національний банк;
- банк-резидент, відомості про якого внесено до Державного реєстру банків;
- філія банку-резидента, що отримала дозвіл Національного банку на роботу в СЕП за відповідною моделлю обслуговування консолідованого кореспондентського рахунка;
- Державна казначейська служба;
- філія іноземного банку, акредитована Національним банком і відомості про яку внесено до Державного реєстру банків.

25.08.2017 368 Читать далее

ЕЛЕКТРОННІ ПОЛІСИ АВТОЦИВІЛКИ МОЖНА БУДЕ ПРИДБАТИ ВЖЕ В ПОТОЧНОМУ РОЦІ

Незабаром придбати поліс страхування цивільної відповідальності автовласників можна буде в електронному режимі. Поряд зі спрощенням процедури, новий сервіс від страховиків спрямований на вдосконалення контролю придбання полісів, а також на боротьбу із шахраями.
Необхідну правову базу було підготовлено в Нацкомфінпослуг ще на початку року і зараз вирішуються останні технологічні питання. За оптимістичними прогнозами, купити електронний поліс можна буде вже в поточному році після остаточного затвердження необхідного правового регулювання.
Передбачається, що після впровадження електронних полісів автоцивілки поліція зможе перевіряти наявність страхового покриття конкретного автомобіля в автоматичному режимі. Крім того, ускладниться життя у страхових шахраїв, адже ключовим аспектом електронного поліса буде наявність запису про укладений договір страхування в профільній інформаційній базі, а не будь-який паперовий документ. До речі, проект розпорядження Нацкомфінпослуг про електронні поліси передбачає, що після укладення договору онлайн страховик має відправити страхувальнику не тільки стікер, а й перелік уповноважених представників страховика, а також бланк повідомлення про ДТП.
Для страховиків електронні поліси поряд із зазначеними поліпшеннями обіцяють скоротити виробничі витрати (зокрема, відійде в історію тяганина з бланками суворої звітності), спростити контроль за діяльністю страхових агентів (які, можливо, зовсім зникнуть з ринку автоцивілки), а також знизити ризики і поліпшити якість сервісу (безпосередня співпраця страхувальника і страховика знижує ймовірність порушення прав споживача страхових послуг).

25.08.2017 346 Читать далее

Юрлица больше не обязаны использовать печати

Должностные лица госорганов, требующие заверение печатью, заплатят штраф

С сегодняшнего дня юрлица и ФЛП не обязаны использовать печати для удостоверения документов. Для подтверждения действительности документа достаточно подписи уполномоченного лица.

Печать не нужно использовать при составлении доверенности, позволяющей представлять интересы субъекта хозяйствования. Доверенность будет иметь силу при удостоверении ее подписью руководителя предприятия. Подписанная доверенность является достаточным основанием и для подтверждения полномочий в суде (лицами частного права). Но доверенность от имени лиц публичного права все же необходимо будет удостоверять печатью при ее наличии.

В то же время, изменения не означают запрет на использование печатей. Субъекты хозяйствования имеют право в своей деятельности использовать печать или отказаться от нее по своему усмотрению. Поэтому юрлица, опасающиеся, что без печати их документы не будут восприняты контрагентами, могут продолжать ее использовать. Отметим, что наличие или отсутствие оттиска печати на документе не создает никаких юридических последствий, а изготовить печать может любой желающий.

Право не использовать печать значительно упростит общение юрлиц и ФЛП с госорганами. Ведь согласно Закону органы государственной власти и местного самоуправления не вправе требовать оттиск печати как обязательный реквизит документа. Они обязаны принять копии документов субъектов хозяйствования, удостоверенные только подписью уполномоченного лица.

Более того, представителей власти ожидает административная ответственность за требование печати или отказ принимать документы без ее оттиска. Штраф в размере от 50 до 100 НМДГ ожидает должностных лиц и за требование нотариального удостоверения документов, которое не предусмотрено законом. Рассматривать дела о привлечении представителей власти к административной ответственности будут местные суды.

Использование печатей переходит в формальную плоскость. Многие страны отказались от удостоверения документов подобным образом много лет назад.

В свою очередь, использование украинскими субъектами хозяйствования в своей деятельности печатей уже несколько лет как необязательно. Изменения в ХК были внесены еще в 2014 году Законом № 1206-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка открытия бизнеса». Отметим, что этот Закон внес некоторую путаницу: юрлица могли сами решать использовать им печати или нет, а необходимость скрепления сделки печатью устанавливалась по договоренности сторон. При этом ряд законов все равно предусматривал обязательное использование печати в хоздеятельности.

Теперь эта проблема решена. Из некоторых законов исключены положения о печати юрлиц. В частности, их использование больше не является необходимостью при продаже товаров собственного производства, выдаче векселей, регистрации и перерегистрации сведений общественных организаций, выдаче складских свидетельств на зерно, оформлении аграрных расписок и пр.

В то же время, юристы предполагают, что отмена печатей может развязать руки рейдерам, которые смогут осуществить отчуждение имущества, всего лишь подделав подпись на документе. Поэтому они рекомендуют бизнесу обезопасить себя, используя в документообороте специальные бланки компании, изготовленные типографическим способом. Кроме того, не будет лишним периодический мониторингинформации о предприятии в доступных реестрах.

Кстати, об изменениях в реестре недвижимости можно оперативно узнать через SMS-сообщение, электронным письмом, а также через извещение в кабинете пользователя с помощью специального сервиса SMS-Маяк, запущенного на технической базе «ЛІГА:ЗАКОН». Контролируя регистрационные действия в отношении своего имущества, собственник сможет быстро отреагировать на незаконные действия и пресечь попытки рейдерского захвата.

Печать для юрлиц отменена Законом № 1982-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами - предпринимателями», который вступил в силу сегодня, 19 июля.

Кабмин должен в течение 3-х месяцев привести нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом.

19.07.2017 364 Читать далее

Предложена новая модель финансирования медицинских услуг

Планируется внедрение новой модели финансирования здравоохранения. Основой этой модели является переход от финансирования постатейных смет медицинских учреждений к новой системе закупки медицинских услуг и услуг в сфере общественного здоровья на основе результата через единого национального заказчика (страховщика).

Введение новой модели финансирования для услуг первичной медицинской помощи предлагается начать в 2018 году.

Основным принципом финансирования первичной медицинской помощи будет финансирование на основе капитационной ставки - единого тарифа за первичное медико-санитарное обслуживание одного человека, заключившего с учреждением здравоохранения соответствующий договор.

Капитационная ставка (тариф) будет единой для всей Украины, но будет корректироваться с помощью коэффициентов для учета рисков, обусловленных половозрастной структурой пациентов, характером местности, которая затрудняет условия оказания помощи (горные населенные пункты).

Предусматривается переход на прямые финансовые отношения между учреждениями здравоохранения и единым национальным заказчиком (центральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение стратегических медицинских закупок в этой области).

Предлагаемые изменения позволят расширить спектр расходов, которые могут финансироваться из Государственного бюджета.

Введение нового подхода к разграничению расходов между бюджетами предлагается начать с 1 января 2018 для первичной медицинской помощи, и с 1 января 2020 - для вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.

Также предлагаемые изменения включают переходный период на 2018 - 2019 гг. На протяжении этого времени предлагается предоставить Кабмину возможность финансирования отдельных видов вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи, а также расходов на выполнение отдельных государственных программ медицинской помощи и общественного здоровья путем предоставления медицинской субвенции.

Соответствующий правительственный законопроект № 6604 зарегистрирован в Верховной Раде 21 июня.

Отметим, законопроект внесен повторно, так как предыдущий законопроект № 6329 был отклонен.

28.06.2017 348 Читать далее